История села Посольское и его монастыря
В начале 1648 года монгольский хан Цысан, ставка которого располагалась около реки Керулен, а поданные кочевали на территориях северной Монголии и Забайкалья, отправил в Москву к Русскому царю посольство во главе со своим помощником Седиком. Целью посольства было просить русского царя принять хана и его народ в подданство России. Прибывшие к царю Алексию Михайловичу монгольские посланники были приняты с большим почетом и долгое время гостили в Москве и других городах. Ответное посольство, возглавляемое Тобольским боярином Ерофеем Заболоцким, было отправлено в Монголию с ответом согласия русского царя о принятии в подданство. Переплыв через Байкал, Ерофей Заболоцкий с товарищами, а также монгольский посол Седик со спутниками, остановившись в заливе Прорва и отправив в ставку к хану казаков за подводами, стали ждать их возвращения. 7 октября 1650 года Ерофей Заболоцкий, его сын Кирилл, подьячий Василий Чаплин, казаки Василий Бессонов, Терентий Соснин, Яков Скороходов и Афанасий Сергеев, и промышленный человек Сергей Михайлов вышли из судна-дощаника и отошли от берега сажен на сто, развели огонь и грелись. Их товарищи остались на судне охранять государеву казну. Неожиданно на гревшихся у костра налетело около ста мунгальских разбойников, и несчастные российские посланники, не успев схватиться за оружие, были убиты и ограблены. Напавшие хотели захватить судно, надеясь на богатую добычу, но, испугавшись огнестрельного огня, исчезли также быстро, как и появились. Тела убитых были погребены на холме, причем отец и сын Заболоцкие в одной могиле.
Так погибли члены первого российского посольства в Монголию, пришедшие в эти земли для установления дружеских взаимоотношений между русским и монгольским народами. Но их гибель все же не была напрасной. Она явилась причиной возникновения здесь Посольского монастыря и его села, а главное - значительно ускорила процесс освоения Россией Забайкалья. А произошло это следующим образом.
Царь Алексей Михайлович болезненно воспринял донесение об убийстве членов его посольства на берегах Байкала. Им было принято решение отправить отряд казаков во главе с енисейским боярином Петром Бекетовым, для строительства острожных крепостей в Забайкалье. И при этом Бекетову было заповедано «приводить здешних людей под государеву царскую высокую руку, и привет к ним и ласку держать...». До этой экспедиции Петр Бекетов уже ходил с отрядами в Якутию, на север Забайкалья, к Охотскому побережью. И вот теперь, как и все русские первопроходцы, шедшие в новые земли для расширения границ России для славы ее и просвещения местных народов светом православной веры, Бекетов направился на восток и пересек Байкал. Осенью 1652 года самый крупный за историю 17 века казачий отряд первопроходцев в 300 человек на тридцати суднах-дощаниках высадился в заливе Прорва близ места захоронения убиенных послов. Бекетов планировал после высадки дойти до устья Селенги и там основать острог. Но отсутствие строевого леса в том устье и некоторые другие причины помешали исполнить этот план. Из-за неясности дальнейшего пути и приближения холодов было принято решение зазимовать в Прорве, заложив здесь острожное поселение. В своих сообщениях енисейскому воеводе Петр Бекетов называл его «острожком» и «новым государевым зимовьем на усть Прорве реке», как тогда называлась река Большая Речка. Острожек явился первым пунктом этой экспедиции первопроходцев. Перезимовав, ранней весной 1653 года, отряд казаков ушел на восток и основал город Читу и несколько острогов, закрепивших за Россией территорию Забайкалья. Православная часовня над могилами убиенных послов и жилища, поставленные казаками, использовались три десятилетия приплывавшими сюда рыбопромышленниками, а затем перешли в собственность Посольской обители.
Таким образом, 350 лет назад было положено начало Российского Забайкалья.
Село Посольское с его Спасо-Преображенским монастырем, основанное на месте Усть-Прорвы и получившее свое название в память убиенной здесь первой посольской миссии в Монголию, вскоре получило особое развитие и приобрело значение ворот России в Азиатско-Тихоокеанский регион. В конце 17-го начале 19-го веков село Посольское являлось крупнейшим портом Байкала, важнейшим административно - хозяйственным центром Забайкалья. Здесь останавливались на кратковременный отдых многочисленные, в том числе известные духовные лица, государственные, политические и общественные деятели, купцы на их пути на Восток и обратно. Спасо-Преображенский монастырь был объектом особого миссионерского служения, многие десятилетия связанный с российской духовной миссией в Пекине, а в конце 19-го века ставший резиденцией начальника Забайкальской духовной миссии. Это было местом посещения всех посольств России в Китай и Монголию, встреч с дипломатами этих стран до конца 18-го века, а так же опорный пункт академических экспедиций по изучению Байкала и прилегающих к нему территорий. Село Посольское служило началом почтово-купеческого сообщения России до границы с Китаем. Таким образом, село Посольское с его монастырем внесло серьезный вклад в дело освоения Россией земель, лежащих за Байкалом, и приобщения коренных жителей к православию, формированию дружеских отношений между народами. В период до революции жизнь монастыря и села находилась в постоянной взаимосвязи. Позже, и особенно после упразднения обители, эти связи значительно ослабели, но не были утрачены до конца. Стены святой обители всегда привлекали сердца людей своим величием к Небу, к Богу. Послереволюционное восстановление страны, беды Великой Отечественной войны, и возрождение по ее окончанию – все это коснулось села и его жителей, которые были сопричастниками всех горестей и радостей народа. Перестройка, принесшая серьезнейший ущерб государству и его экономике, все же не смогла разрушить хозяйственную жизнь села Посольское. Деятельность его основного предприятия - Кабанского рыбозавода - не была приостановлена и сегодня оно является одним из лучших в Бурятии. Но жизнь без веры не может дать человеку полноты жизни и радости. И возрождение Посольского монастыря сегодня все больше обращает взоры жителей села и всей Бурятии к этой великой святыне, к Православной вере, к Богу. И мы верим, что начавшийся рассвет духовной, хозяйственной и нравственной жизни будет происходить в единстве Спасо-Преображенского монастыря и всех жителей села Посольское.
В 1681 году поместный собор Русской Православной Церкви под председательством царя Феодора Алексеевича и патриарха Иакима принял решение об отправке в Забайкалье Даурской духовной миссии во главе с игуменом Феодосием и иеромонахом Макарием для просвещения Моногльских народов светом православной веры и поддержания ее в русских переселенцах. Миссия получила наставление «Приехав в Даурию, в Селенгинске и других городах и острогах приглашать всяких иноверцев к христианской вере православной, поучать со всем тщанием и ревностью из Божественного Писания и крестить. Опасаться, чтобы какими-нибудь строптивыми словами не отдалить иноверцев от святого дела». В этом же году, прибыв в Забайкалье, члены миссии основали Селенгинский Свято-Троицкий мужской монастырь и в память убиенных послов - Николаевскую Пустынь на Посольском мысу. В дальнейшем эта пустынь была преобразована в Спасо-Преображенский Посольский монастырь. В течение почти 150 лет монастырь являлся не только важнейшим духовным, но и административным центром Забайкалья. Первые десятилетия обитель с ее оградой выполняла функции зашиты русских переселенцев от воинствующих монгольских племен. Удачное расположение близ залива Прорва, удобного для отстоя судов, уже в 17 веке превратило Посольский монастырь с его портом и селом, в Ворота России в Азиатско-Тихоокеанский регион. Из Прибайкалья в Забайкалье, Приамурье, на Дальний Восток, а Китай, Монголию и обратно через порт монастыря направлялись многие, в том числе известные государственные и общественные деятели, военные, люди науки и культуры, купцы и крестьяне. В летнее и зимнее обитель являлась странноприимницей для людей всех чинов и званий, обеспечивающей их жильем и питанием во время вынужденных остановок из-за непогоды. С 1689 года через Посольское пролегал знаменитый Чайный путь, по которому из России в Китай направлялись купеческие караваны.
История монастыря и его села особо связана с дипломатическими отношениями России с Китаем и Монголией. Обитель с некрополем убиенных членов посольства при ее стенах была особо посещаема первыми российскими послами в эти государства. Еще в 1675 году место захоронения Ерофея Заболотского и его товарищей посетил для молитвенного их поминания первый российский посол в Китай Николай Гаврилович Спафарий (Милеску). В 1687 году в монастыре некоторое время находилась вторая посольская миссия в Китай во главе с боярином, великим и полномочным послом России Феодором Алексеевичем Головиным со временем ставшим ближним сотрудником Петра I и главным руководителем российской внешней политики. Прибывавшие к Феодору Головину китайские послы принимались им в Посольской обители. В 1693 году здесь побывал третий посол в Китайское государство Избранд Эберхард Идес. Летописцы зафиксировали посещение монастыря в начале 18 века также посольствами Льва Васильевича Измайлова и Саввы Лукича Владиславовича-Рагузинского, основателя Кяхты, подписавшего в 1728 году знаменитый русско-китайский Буринский или Кяхтинский договор. Дипломатический задания Петра I выполнял и главный ктитор обители того времени, комиссар торговых караванов Григорий Афанасьевич Осколков, который в 1712 году добился разрешения китайского императора об отправке в Пекин постоянной Русской духовной миссии. Эта миссия кроме своего официального назначения в течение почти 200 лет уделяла особое внимание вопросам дипломатического характера, что усугублялось недопущением нахождения в Китае посольских представительств большинства государств.Несколько настоятелей монастыря в период с 1734 года по 1764 год были руководителями этой миссии, а многие иеромонахи из него – ее членами. На содержании обители находилась Иркутская школа китайского и монгольского языков, готовящая переводчиков и миссионеров для этих стран. Иркутские власти несколько десятилетий использовали монастырь как место дипломатических встреч с послами из Китая и Монголии.
Воспоминания о селе Посольское и монастыре оставили первый российский ученый в 1723г. посетивший Байкал академик Мессершмидт, а также изучавшие озеро в 18-ом веке академики Миллер и Гмелин, академик Лаксман, в 70-е годы академики Паллас и Георги, описание места захоронения послов при стенах монастыря в 1824г. сделал известный путешественник и публицист Алексей Мартос. Начиная с 1733г. в течение 4-х лет капитан- командор Витус Беринг перед вторым своим посещением Камчатки обустраивавший в Забайкалье почтово-купеческое сообщение, имел опарным пунктом Посольскую обитель. В начале 18-го века Посольское посещали известный шотландский врач Джон Белл и направлявшийся к калмыцкому хану Аюке цинский посол маньчжур Тумииэня. В 1830-е годы при возвращении из Забайкальской каторги после помилования через Посольское держали путь домой многие декабристы, в том числе семья Анненковых, едва не погибшая при внезапном шторме. Близ монастыря у богатого посольского крестьянина Кыштымова некоторое время проживали братья Бестужевы, оставившие описание обители, ее окрестностей, нравов и быта жителей этих мест. Посещали обитель многие выдающиеся светские и духовные лица. Среди светских: такие как генерал-губернатор Сибири М.М.Сперанский, побывавший здесь в 1820г. Среди духовных: в 1719-ом году посетил монастырь митрополит Тобольский и Сибирский Филофей (Лещинский). Через 3 года здесь побывал епископ Иркутский Иннокентий (Кульчицкий), который не раз проживал в монастыре в последующие 5 лет своего нахождения в Забайкалье. Именно он дал монастырскому селу название Посольское. В последствие в обитель приезжал епископ Иркутский и Нерченский Софроний (Кристаллевский). А в марте 1868-го года здесь побывал апостол Америки святитель Иннокентий (Вениаминов). Посещали монастырь и другие Иркутские архиереи 18-19-го веков.
Со времени основания монастыря залив Прорва превратился в крупнейший морской порт на Байкале. Способствовало этому как отсутствие до начала 19-го века удобных для передвижения и безопасных от разбойных нападений сухопутных путей, так и кратчайшее расстояние от залива до устья реки Ангара, связывающей Байкал с Иркутском. В 1726г. здесь была заведена постоянная казенная переправа, состоявшая из бота и морской лодки. Чуть позже через порт организовано почтовое сообщение на казенных и частных судах в сопровождении военной команды. В
В начале 18-го века во владениях Посольского монастыря находилась территория площадью более 3000кв.км. с сенными покосами на 2200 копен,33-мя десятинами пашни. В 1727г. грамотой Петра-1 обители определены свободные рыбные промыслы в любом месте Байкальского моря. К середине 18-го века монастырю принадлежали находящиеся на его землях шесть деревень и заимок, в вотчинах обители числились 220 крестьян и вкладчиков. Вся эта собственность сохранялась за монастырем до 1764г., когда в ходе реформ государство отняло у церкви все ее владения. Эта реформа, значительно ухудшавшая экономическое положение обители, все же не помешала ее восстановлению после пожара в 1769г. и строительству каменного Спасо-Преображенского собора монастыря. В 1797г. обители были возвращены сенные покосы и некоторые рыбные ловли на Байкале. Но серьезное изменение в хозяйственной жизни монастыря произошло только в 1866г. когда ей было в качестве пособия на содержание Забайкальской духовной миссии в вечное владение передано 500 десятин сенокосной и частью пахотной земли, и 7 рыбных статей на реке Селенга. Доход монастыря составлял тогда только от рыбной ловли 6 тысяч рублей золотом в год. Монастырь, располагая огромным и примерным хозяйством, вызывал интерес у коренных жителей Забайкалья методами его ведения и, привлекая к участию в хозяйственной деятельности, оказывал серьезное влияние на их культуру и быт. При этом решался вопрос приобщения местных народов к Православию.
Миссионерское служение являлось главной задачей Спасо-Преображенского Посольского монастыря, и было направлено на просвещение бурят и тунгусов светом Православной веры, возвращение старообрядцев в лоно Церкви. Во всех местах, где имелись монастырские владения, образовывались целые селения ново крещеных. В 1701 году была заведена даже особая Кударинская обитель для ново крещеных бурят. Но в 1734 году Православная миссионерская деятельность в Забайкалье была запрещена правительством России из-за опасения осложнений в отношениях с Китаем. И в период с середины 18 века до середины 19 века некоторые попытки осуществления монастырем миссионерского служения не принесли заметных результатов. В 1862 году в обители была основана резиденция Забайкальской духовной миссии, возглавляемая викарным епископом Вениамином (Благонравовым). При нем здесь было открыто училище с целью подготовки способных мальчиков из бурят к миссионерскому служению с обучением их нескольким языкам народностей, живущих за Байкалом. Выпускниками училища стали будущий благочинный при Агинской Степной думе и переводчик на бурятский язык многих богослужебных книг Алексей Норбоев, священнослужители Николай Гармаев, Василий Тарбаев, Михаил Языков, Григорий Очиров и многие другие, понесшие Христову веру коренным жителям Забайкалья и Дальнего Востока. Преосвященный Вениамин, высоко поставив деятельность миссии, явился и сам одним из виднейших проповедников и православных писателей-публицистов, оставив, кроме того, уникальные историко-краеведческие сведения о Восточной Сибири. После епископа Виниамина возглавляли миссию поочередно епископ Мартиниан (Муратовский) и епископ Мелетий (Якимов), также положивший многие труды в деле благовествования. За период с 1862 года по 1880 год миссионерами было крещено около 2000 бурят и тунгусов. А в 1878 году в водах Байкала принял крещения даже перешедший в православие лама-врач маньчжур Тапчин Мангулов, получивший при таинстве имя Владимир и фамилию Байкалов. За это время были возвращены в лоно Церкви также почти 2000 старообрядцев. К началу 80-х годов 19 века в Забайкалье было организовано более 20 миссионерских станов, управление которыми осуществлялось из монастыря. В 1880 году резиденция Забайкальской духовной миссии была перенесена в областной город Читу.
После перенесения Забайкальской духовной миссии в Читу духовная и хозяйственная жизнь обители стала быстро затухать, что привело к началу 90-х годов 19 века к значительному сокращению числа ее насельников. В результате возникла угроза закрытия монастыря. Церковные власти приняли решение с целью сохранения преобразовать его из мужского в одноименный женский. В 1900 году здесь начала действовать женская обитель, по количеству насельниц ставшая одной из самых многочисленных в Забайкалье. Направление хозяйственной деятельности изменилось от рыболовного промысла и сельского хозяйства к свечному производству, освоив которое монастырь обеспечивал все Забайкалье свечами.
Революция отрицательно сказалась на жизни и численности насельниц обители, хотя еще в 1920 году здесь происходили монашеские постриги. В первые годы советской власти монастырь существовал под видом сельскохозяйственной артели, но к концу 20-х годов был закрыт. Монастырский комплекс некоторое время использовался под клуб и школу. В 1936 году часть деревянных и каменных строений были разобраны и вывезены для постройки Кабанской МТС. В 40-е годы Посольский монастырь занимал детский дом Министерства соцобеспечения Бурятской АССР. В 1961 году его архитектурно - исторический комплекс был отнесен к памятникам федерального значения. В течении длительного времени на территории обители находился стационар для больных детей. 30 августа 1995 года здесь был открыт приход для верующих села Посольское. 19 апреля 2000 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение о возрождении Посольского Спасо-Преображенского мужского монастыря. В начале лета 2002 года, в ходе археологических раскопок были определены место захоронения убиенных послов и расположение некогда разрушенных часовен и каменной ограды. С 18 июля 2002 года начаты работы по восстановлению собора монастыря, являющегося древнейшим каменным храмом Бурятии. В течение лета и осени 2003 года восстановлен его разрушенный третий световой этаж, начато строительство юго-восточной угловой башни будущей ограды обители. В плане на 2004 год стоит полное восстановление собора, а также ограды и зданий на западной стороне монастыря. Сейчас в обители проживает 25 насельников: два монаха, 2 послушника и трудники. Здесь идет возрождение монастырской жизни. По приглашению Президента Республики Бурятия Потапова Л. В. и епископа Читинского и Забайкальского Евстафия в 2004 году ожидается приезд в Забайкалье Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, при котором планируется посещение и Посольского монастыря.
В связи с 350-летним юбилеем с.Посольское и всего Российского Забайкалья по инициативе монастыря в 2003 году были проведены три научно-практические конференции с участием представителей властей республиканского и местного уровня, архиереев и священников, ученых и представителей общественных организаций из Москвы, Бурятии, Иркутской и Читинской областей, Анадыря. В конце января на уровне Республики Бурятия прошла конференция «Русская Православная Церковь: история и современность», рассмотревшая процесс освоения Россией земель Сибири и Дальнего Востока с начала 17-го века и значение Церкви в нем. В апреле и мае районная и поселковые конференции духовно-краеведческого характера освятили историю Кабанского района Бурятии и села Посольское, влияние Православной Церкви на эту историю. 30 августа в с. Посольское были проведены торжественные мероприятия, посвященные Юбилею села и Спасо-Преображенскому Посольскому монастырю. В мероприятиях приняли участие представители Министерства Иностранных Дел России, аппарата Президента и Правительства Республики Бурятия, священнослужители РПЦ, руководители крупных предприятий и банков Москвы и Бурятии, лидеры общественных и политических организаций, жители Кабанского района и села. И конференции и торжества подтвердили уникальное значение Спасо-Преображенского Посольского монастыря в истории и культуре Забайкалья и в целом Сибири и Дальнего Востока. Отмечен его особый вклад в дело освоения Россией земель, лежащих за Байкалом, приобщения коренных жителей Забайкалья к Православию. Возрождение Посольского монастыря названо одним из условий возобновления духовно-нравственных и исторических традиций народов России.
Назад к списку